"Церковь — не клуб! Если из клуба все уйдут, его просто не будет. Но Церковь есть, даже когда мы не все в ней понимаем. Она останется, даже если в ней не будет ни кардиналов, ни папы, ибо они принадлежат ей, а не она — им. Если все христиане внезапно умрут, она останется у Бога. Неужели вам не ясно, что я больше верю Церкви, чем себе? Нет, что я больше верю в Церковь, чем в себя самого? Да что мне до чувств, если их перевернет приступ печени или бутылка бренди?"
Гилберт Честертон. "Шар и крест"
Почему люди не ходят в Храм?
Во-первых, потому, что это трудно. Во-вторых, потому что для
современного, весьма прагматичного по своему мировосприятию человека это
невыгодно. Приходится тратить свое время – у современного человека иллюзия, что
времени ему не хватает, хотя это не мешает впустую тратить его, например, у
телевизора или в социальных сетях. И человек все время живет тем временем, которое он на самом деле часто бездарно тратит. Он стоит в храме – и ему кажется, что у него много
неотложных дел, что надо куда-то бежать. И действительно – это известно еще
древним подвижникам благочестия – побыть наедине с собой уже бывает непривычно и
трудно, а тем более придти к Богу и быть с тем Богом, в которого хотя ты и
веруешь, но еще не видишь достаточно. Наверное, все это в комплексе приводит к
тому, что современный человек, бесцельно проводя значительную часть своей жизни,
не может найти времени, чтобы побывать, или постоять, или даже, не побоюсь этого
слова, помолиться за богослужением.
Беда, наверное, в том, что в народе существует определенная религиозная самодостаточность — почти 80% россиян считают себя православными христианами. "Мы крещеные…", "мы же ничего не отрицаем…", а также "ну, наверное, что-то там есть…" Если к этим утверждениям добавить то, что многие люди действительно приходят в храм хотя бы один-два раза в год (на Пасху, поставить свечку…), то получается, что в какой-то мере церковная жизнь в народе существует. Некоторые даже причащаются (от одного раза в год до одного раза в несколько лет), не отдавая себе отчета, в каком великом Таинстве они принимают участие. Реальной церковной жизнью стараются жить всего лишь 1 — 3°/о россиян.
Соответственно, наш православный народ и является главным потребителем массовой "духовной" культуры — активно возрождаемого язычества с его обычными атрибутами — гороскопами, гаданиями, целителями и религиозным безразличием и всеядностью. Церковная жизнь не развлекает так, как современный "мистицизм на диване" — и поэтому она не востребована. Церковности надо учиться, но это не находит отклика в душе современного человека, привыкшего потреблять "духовный фаст-фуд".
С другой стороны, видимо, наша дорогая и многострадальная Церковь еще не находит в себе сил идти навстречу народу. Некоторые священнослужители и некоторые миряне из числа новообращенных считают, что Церковь должна не нисходить до современного человека, а поднимать его над погибающим миром. Это верно по смыслу, но неверно по тактике. Эти люди считают, что не надо ни к кому идти — кому надо, придут в церковь сами, и мы их всему научим (кстати, под "всем" нередко подразумеваются внешние вещи — как креститься, как стоять на службе и т.п., а богословие — оно для богословов).
Также надо сказать и о православном "фаст-фуде". Существуют общины, спекулирующие на мистических чувствах современного человека, зачастую отравленного неоязычеством, и взамен настоящей духовной пищи они дают своим новым членам пищу сомнительную. Обобщенное название таких общин — "Как избежать конца света и остаться при своих". Путь таких общин явно сектантский и идет врозь со Священноначалием Церкви и здравым смыслом, но некоторых он очень привлекает, отвращая от настоящей православной церковности.
Большую роль в расцерковлении невоцерковленных играют, конечно, и СМИ. Одной рукой насаждая новые (на самом деле — старые) языческие ценности, СМИ другой рукой поливают грязью возрождающееся Православие, создавая в обществе крайне отрицательный образ Церкви и Ее служителей.
И в результате — народ робко топчется в церковном дворе и проходит мимо, а священнослужители с верными прихожанами выглядывают из церковных дверей в надежде на то, что кто-то еще заглянет к ним на огонек. В надежде всему их научить.
- Юлиана Рузанова
- Автор проекта
Комментарии