Мировой кризис 2008-2009 гг.: преодоление и противоядие
Москва
Научная и научно-популярная литература

Выберите вознаграждение

Новость №65
19 октября

В последние месяцы президент США неоднократно указывал на свою роль в превращении американской экономики в «лучшую в истории». Но за крайними максимумами фондового рынка и официальными правительственными данными по безработице, экономика США склонна к шоку в стиле 1929 года, к финансовому цунами, которое могут вызвать, скорее, независимые действия ФРС, чем что-либо, что с января 2017 года делал Белый Дом. На этом этапе зловеще похожими выглядят параллели между бывшим президентом-республиканцем Гербертом Гувером, стоявшим у руля во время великого обвала рынка акций и экономической депрессии, которая была порождена тогдашней политикой ФРС, и Трампом в 2019 году. Это подчеркивает, что реальная власть принадлежит тем, кто контролирует наши деньги, а не избранным политикам.

Несмотря на заявления об обратном, истинное состояние экономики США с каждым днем становится все более рискованным. Политика ФРС по количественному смягчению (Fed policies of Quantitative Easing) и политика нулевых процентных ставок (Zero Interest Rate Policy, ZIRP), реализуемая после краха 2008 года, вопреки заявлениям, мало чем напрямую помогла тому, чтобы восстановить реальную экономику США. Вместо этого указанная стратегия направила триллионы в те самые банки, которые несут ответственность за пузырь на рынке недвижимости в 2007—2008 годах. А те «дешевые деньги», в свою очередь, перетекли в спекулятивные высокодоходные инвестиции по всему миру. Это создало спекулятивные пузыри на развивающихся долговых рынках в таких странах, как Турция, Аргентина, Бразилия и даже Китай. Это привело к огромным инвестициям в долговые обязательства с высокой степенью риска, в так называемые «мусорные облигации», в корпоративном секторе США в таких областях, как предприятия по добыче сланцевой нефти или в такие компании, как Tesla. Предвыборное обещание Трампа восстановить разрушающуюся инфраструктуру Америки ни во что не вылилось, а разделенный Конгресс на данном этапе не собирается объединяться на благо нации. Реальный показатель здоровья реальной экономики, в которой реальные люди пытаются свести концы с концами, заключается в рекордных уровнях долга.

Сегодня, спустя десять лет после беспрецедентных действий трех президентов, экономика США погрязла в долгах, как никогда за всю свою историю. И долг контролируется процентными ставками, а процентные ставки в конечном итоге находятся в руках ФРС. Давайте рассмотрим некоторые признаки серьезных проблем, которые могут легко привести к жестокому экономическому спаду уже в 2020 году.

25 сентября задолженность по корпоративным облигациям Ford Motor Co., которая в отличие от GM отказалась от национализации правительством в 2008 году, была агентством Moody’s только что понижена до «мусорного» статуса. А в Moody’s сказали, что Ford сталкивается со «значительными операционными и рыночными проблемами…». Это влияет на долг компании в 84 миллиарда долларов.

«Мусорный» рейтинг означает, что большинству страховых компаний или пенсионных фондов запрещено держать рискованные долги, и их приходится продавать. До этого Moody’s оценивало облигации Ford на самом низком, перед «мусором», уровне — BBB. Проблема заключается в том, что в течение десятилетия удержания Федеральной разервной системой низких процентных ставок корпорации брали на себя более высокие, чем когда-либо, долговые риски, и сегодня доля облигаций с рейтингом BBB или «на уровне мусорного риска» выросла до более чем 50% всех корпоративных облигаций США, находящихся в обращениии. В начале кризиса в 2008 году облигации с рейтингом BBB составляли только треть от общего объема. Это более 3 триллионов долларов корпоративного долга, который может быть понижен до «мусорного» в случае ухудшения экономики — по сравнению с 800 миллиардами долларов десять лет назад. Это — результат десяти лет беспрецедентных сверхнизких процентных ставок. По оценкам Moody’s, по меньшей мере 47 других многомиллиардных американских корпораций уязвимы для снижения до «мусорного» уровня в условиях резкого экономического спада или повышения процентных ставок. Наиболее упоминаемыми являются аэрокосмический и электрический конгломерат GE, который, среди прочего, производит реактивные двигатели для проблемных Боингов.

Корпоративный долг в США сегодня является бомбой со взведенным часовым механизмом, и ФРС контролирует часы у этой бомбы. Нынешний общий корпоративный долг превышает 9 триллионов долларов, что является рекордным показателем, представляющим собой рост на 40% или 2,5 триллиона долларов с 2008 года, согласно данным Федерального резервного банка в Сент-Луисе, штат Миссури. С учетом крайне низких процентных ставок ФРС с 2008 года компании удвоили непогашенную задолженность, но стоимость долга выросла только на 40%. Сейчас в последние месяцы ФРС прямо и косвенно повышала процентные ставки посредством количественного ужесточения (Quantitative Tightening). Последнее символическое снижение ставок в размере 0,25% мало что меняет, чтобы изменить мрачные перспективы рынка облигаций США, являющегося сердцем финансовой системы.

Не в состоянии осознать уроки американского кризиса субстандартного жилищного долга, приведшего к глобальному кризису 2007−2008 годов, банки втихую вернулись к предоставлению сомнительных кредитов. Более того, два квазигосударственных агентства по гарантированию ипотечного кредитования — Fannie Mae и Freddie Mac — находятся в еще худшем состоянии, чем во время кризиса в сфере недвижимости в 2007 году.

Долг является ключом к экономике США, а долг правительства США находится на рекордно высоком уровне. Его дефицит ежегодно увеличивается более чем на 1 триллион долларов. Для корпораций с рекордной задолженностью и для частных домохозяйств с задолженностью по ипотечным кредитам для покупки дома, задолженность по студенческим кредитам и задолженность по автокредитам — все находятся на рекордно высоком уровне. Задолженность по студенческим кредитам к январю 2019 года достигла 1,46 трлн долларов, а уровень просрочек по ним значительно выше, чем у любого другого вида задолженности Ипотечная задолженность составила 9,12 трлн. Общий долг частных домохозяйств составил рекордные 13,5 трлн. Если добавить к этому нестабильному экономическому долгу ситуацию в американском сельском хозяйстве, где фермеры сталкиваются с наихудшим кризисом с начала 1980-х годов, то становится ясно, что экономическое чудо эпохи Трампа далеко не стабильно

Автор: Фредерик Уильям Энгдаль — Frederick William Engdahl;— американский экономист (консультант по стратегическим рынкам), независимый журналист, писатель; автор ряда известных книг и исследований.

Комментарии

Только спонсоры оставляют комментарии.