Многие эксперты убеждены, что мир стоит на пороге глобального кризиса, приближение которого ускоряет торговая война США и Китая, постепенно охватывающая другие страны.
В противостоящих друг другу экспортоориентированных экономиках заметно возрастает роль центральных банков. Так, стимулирующая денежно-кредитная политика регуляторов, зачастую предполагающая так называемое количественное смягчение, оживляет не только деловую активность, но и положительно влияет на национальный экспорт из-за девальвации.
Однако увлечение центробанков мягкой монетарной политикой может усугубить торговые войны и усилить глобальную тенденцию к возведению протекционистских барьеров, негативно сказывающихся на международной торговле. Это в свою очередь вызовет падение фондовых индексов, снижение рентабельности инвестиций в традиционные активы, а также спад развития всей мировой экономики.
Центральные банки — регуляторы, оказывающие существенное влияние на денежно-кредитную сферу, курс национальной валюты, уровень инфляции, деловую активность и состояние экономики в целом. Используя классические инструменты монетарной политики, центробанки (ЦБ) периодически меняют величину ключевой ставки, нормы обязательных резервов, осуществляют валютные интервенции и операции на открытом рынке.
Все эти инструменты относительно неплохо срабатывали в прошлые десятилетия, когда даже для экономически развитых стран был характерен достаточно высокий по нынешним меркам уровень инфляции. Однако со временем темпы экономического роста развитых стран стали замедляться, равно как и темпы инфляции, а традиционные монетарные рецепты начали терять эффективность. Например, снижение ключевой ставки ФРС даже до рекордно низких значений все меньше оживляло деловую активность в США.
Для решения этой проблемы в конце 80-х годов прошлого века был впервые задействован совершенно нетрадиционный инструмент монетарной политики под названием «Количественное смягчение» (Quantitative easing, QE). Суть его заключается в том, что центробанк, который покупает или берет в обеспечение у банков и других частных компаний различные активы, служит источником ликвидности для финансовой системы и стимулирует национальную экономику.
В США такая политика активно проводилась после мирового финансового кризиса, с сентября 2012 по октябрь 2014 года. По мнению экспертов МВФ, в краткосрочном периоде QE способствовала снижению системных рисков, повышению доверия к финансовым институтам и смягчила последствия рецессии.
Однако в средне- и долгосрочной перспективе такой подход влечет за собой серьезные риски. Например, QE может привести к существенной инфляции, а в контексте глобальной экономики — к финансовым пузырям. Кроме того, увеличение монетарной массы ведет к девальвации местной валюты по отношению к другим денежным единицам, что стимулирует национальный экспорт.
Стоит подчеркнуть, что в современных условиях такой подход сопряжен со значительными рисками, учитывая торговую войну Китая и США. Началось противостояние между странами-гигантами вскоре после заявления Трампа, что девальвируя юань для повышения конкурентоспособности экспорта, КНР «насилует» США.
С течением временем торговое противостояние лишь нарастает, нивелируя преимущества свободного рынка, распространяясь на другие страны и приближая глобальный кризис.
- Natalia Sakiyan
- Автор проекта
Комментарии