Нет ничего принципиально нового в решении Минфина классифицировать регионы по степени их долговой устойчивости. Они и раньше делились на несколько групп, хоть и не так формализовано и без деления на зеленую, желтую и красную зоны.
Раньше региону для того, чтобы получить дешевый (под одну десятую процента) кредит, нужно было показать бездефицитный бюджет. Поэтому в последние годы все регионы старались планировать свой бюджет именно так, однако потом несколько раз за год пересматривали, и он уже становился дефицитным – такая игра.
А Нижегородская область всегда была в серединке. Это медианный регион – не выдающийся и не отстающий. И если бы сейчас было введено не три, а пять групп, то он бы тоже оказался в середине – в третьей группе.
Выиграет ли что-то Нижегородская область, если сумеет перейти в более сильную группу? Конечно, выиграет – долги влияют и на распределение бюджетных средств, и на включение в федеральные программы. Но как показывает жизнь, на распределение бюджетных средств в еще большей степени влияют политические факторы, связанные с поведением населения, отношением его к местной элите, проблемами самой этой элиты. (Ведь сегодня формирование элит изменилось - с тем, чтобы они отвечали в большей степени перед Москвой, нежели перед жителями. Все больше губернаторов – назначенцы из Москвы, по большей части не имеющие глубоких связей с отданным им в управление регионом.)
Именно эти факторы, а не какие-то все новые показатели влияют на распределение средств.
Конечно, многое зависит от того, как работает экономика региона. Одно дело распределять созданное, и совсем другое – создавать. И здесь многое зависит от отношения к бизнесу – малому и среднему. Наш регион здесь тоже ничем особенным не отличается, в то время как в отдельных регионах губернаторам все же удается создавать среду, благоприятную для бизнеса, чтобы он в меньшей степени ощущал на себе давление чиновничества, по возможности получая зеленый свет в своих начинаниях.
Условия во всех регионах разные: где-то есть нефть, как в Татарстане, где-то плодородные почвы, как в Краснодарском крае. В Нижегородской области многое держится на интеллектуальном потенциале и военно-промышленном комплексе, оставшемся в наследство от СССР.
Времена наступают нелегкие, нас ждет, по-видимому, серьезный кризис, в значительной степени связанный с ожиданием мировой рецессии, которая ощутимо ударит по нашей экономике. И в обозримом будущем я не вижу тенденции к улучшению. И на межбюджетных отношениях, на отношениях центра и регионов это тоже будет сказываться.
Еще один тренд, который мы видим совершенно четко – это когда федеральная власть переводит стрелки народного недовольства на региональных лидеров. Виноватыми оказываются во всем именно они и местные власти. Москва же своих ошибок признавать не хочет.
И в этой ситуации руководство регионов и городов оказывается в сложном положении. Они отвечают, с одной стороны, перед теми, кто их назначил – а назначают их сегодня исключительно сверху, на всех уровнях. С другой стороны, они испытывают возрастающее давление населения, которое беднеет, которое ощущает все проблемы на себе.
Если региональным лидерам удается выстроить отношения с обществом, с населением, с народом, с людьми, если им удается каким-то образом добиться доверия к себе, это помогает справляться со сложностями. И при возможном обострении ситуации будет играть еще большую роль.
Очень многое зависит от профессионализма и качества управления. Выражается это в умении подобрать профессиональную команду – чтобы особенно на экономических постах сидели люди грамотные, компетентные, понимающие, что надо делать, чего делать нельзя.
Важно, чтобы власть находила в себе силы отчитываться перед обществом. Меня пугает разрыв власти и общества – особенно в Москве и особенно в последние дни. В Нижегородской области такого нет, но угрозы остаются.
Александр Мазин
профессор Нижегородского института управления (филиала РАНХиГС)
- Natalia Sakiyan
- Автор проекта
Комментарии