Москва
Документальные фильмы

Выберите вознаграждение

Новость №4
24 апреля

- Александр Глебович, добрая встреча еще раз! Я бываю в оазисах не мракобесия, а духовности. И передаю Вам привет от священника Константина Санкт-Петербургской епархии. И он выражает сожаление о том, что не сможет присутствовать на Вашем творческом вечере по причине того, что вечер попал на 19 апреля – в Великую Субботу, а у батюшек – самый загруз: и служба, и уже куличи освящать. Это специально было?

- Я думаю, что так называемый творческий вечер совпадает с массой других праздников. В частности, с рядом индуистских всяких мероприятий. Затем, поклонники и сторонники всяких религий тропической Африки тоже в этот день что-то отмечают. Вообще, куда бы мы ни ткнули, обязательно в этот день у каких-нибудь верующих какое-нибудь мероприятие. Поэтому выискивать что-нибудь в календаре абсолютно стерильное от религиозных событий в этот же день – дело непривлекательное и бессмысленное. Поэтому я очень сочувствую, конечно. Но и вместе с тем, в общем, я считаю, что ему повезло, этому отцу Константину, потому что слушать меня лишний раз ему не надо. Он создал себе очень уютный мирок с лампадочками, с дымом кадила, с балахончиками, с бормотанием. Ему хорошо, судя по всему, в этом мирке. Зачем ему из него вылезать, зачем ему лишний раз подвергать себя опасности задуматься? Не надо. 


- Я объехал много новых и строящихся в Санкт-Петербургской епархии. Некоторые долго строятся, причем так безнадежно, что местные жители к этому привыкают. И неизвестно какая перспектива всего этого. То, что происходит у нас в Москве - это вообще просто за гранью какого-то нормального человеческого восприятия, где местные жители выступают против того, чтобы у них во дворе храм возникал. Также некоторые превращаются в долгострои. Но, тем не менее, земля каким-то образом оказывается застолбленной. Как Вы думаете, лет через 30 во что это может превратиться? Мне один смешной мусульманин говорит, что «Пускай строят – все-равно нашими мечетями потом будут».

- Я думаю, что это не будет мечетями. Я думаю, что это найдет свое бытовое применение, как это находят сейчас в Голландии, в Ирландии, в Германии, где, действительно, создается потрясающий паб, великолепные библиотеки, очень комфортабельные овощные рынки. Дело в том, что храмовая архитектура позволяет легко перепрофилировать эти здания во что-то, требующее большого объема воздуха, во что-то условно этажное, где эти этажи могут быть невесомыми, легкими, подвесными и, вместе, очень функциональными. В этом смысле пусть они не беспокоятся. Эти все строения не пропадут и когда-нибудь будут, действительно, служить людям.

...Читать дальше...
Новость №3
23 апреля


- Благословите, Владыко. Нам бы, может быть, чуть короче, чем в катехизисе, пояснить, ликвидировать безграмотность наших зрителей. Что же такое храм Божий? Как он должен начинаться? Какова краткая история возведения, скажем, стен и наполнения их?

- Тут есть один момент, которого обычно не знают, что христианский храм Божий – это продолжение единственного ветхозаветного храма, который мог быть только один. И та жертва, которая в нем приносится, - это тоже единственная ветхозаветная жертва. Как у нас Тело Христово разделяется одно и то же в самых разных храмах, в самых разных частичках Причастия и разных Литургиях, то получается, что все многочисленные христианские храмы – это один и тот же храм ветхозаветный, в котором теперь уже приносится новозаветная жертва. Который был тенью, а стал теперь истиной. Вот если так библейски выражаться. Но, конечно, это означает и то, что само церковное здание как постройка не имеет решающего значения..

....Читать дальше.... 


Новость №2
17 апреля

Очевидно, что Санкт-Петербург определенным образом помилован от “Программ 200”, но не избежал участи колыбели храмостроя. За неделю до Пасхи съемочная группа фильма “Православие в Законе” провела в северной столице крайне продуктивный рейд. Столь эффектные картины Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП грешно упустить из кадра.

Декларирует эта церковь себя единым сообществом и организмом, но почему же ему, как лиане на здоровом дереве, хочется расти и расти, естественно, отборно при этом забывая о несчастных недостроенных стенах храмов, что возможно плачут о своем умышленном недострое. Добро пожаловать в самый неблагоустроенный район - Красногвардейский.


Мне рассказывают, что сему долгострою на Пискаревском проспекте уже лет шесть, и грузоподъемные механизмы не угрожают уже никому очень давно. Предварительно был построен этот белый храм, сзади которого уже и дом причта, и иномарочка совсем не быдлокласса.



Отъехав от метро Ладожская совсем чуть-чуть, можно снять эпизод на бесплатных декорациях блокадных времен. Заметим, что это не закаулки, а артерия общественного транспорта окна в Европу!


В иных местах храм просят, в иных вымаливают, в иных требуют от московских властей построить. Но вот вам настоящий храмовый комплекс. В парке на Средней Рогатке аж четыре храма - совершенно рядом. В будний день открыт всего один из четырех.


На проспекте Королева 49 пытаемся посетить и этот модерновый филиал православных услуг Патриархии. К Нашему удивлению, во второй половине дня Вербного Воскресения, в отличие от всех питерских храмов, точка свечкопродаж в честь Феодора Ушакова уже закрыта. Отклеивающееся расписание честно свидетельствует о службах лишь в дни пиковой популярности православных событий.


В фильме уже запланирована красочная презентация маркетинговых перлов от церкви Гундяева, но ведь и сами отцы святии из глубин веков подметили: “Дух творит форму!”. Где воистину сокровище настоятеля, говорит даже размер шрифта бумажек по требозаработку.

“Автотранспорт”... так и хочется вернуться за толкованиями. Наверное возникает модная особенность на сугубое освящение автоприцепов, рефрижераторов, мопедов и тягачей отдельно.



Подозреваем, что общины у этого храма не существует вовсе, и устраиваем блиц-опрос на автобусной остановке. В основном, звучит формула: “Да, я тут живу, но в этом никогда не был, предпочитаю в другие храмы заходить”.


Продолжаем паломничать по окрестностям станции метро Пионерская. Вот оно - архитектурное дурновкусие высшего разлива.


Вот “каменный храм”, так его и зовут сами верующие. Они рассказывают, что раньше все было так хорошо и красиво с лесом вокруг; что решение его обстроить высотками было принято впоследствие. Интересно, насколько вообще мнение верующих значимо лоббистам городского строительства?


Храмовый комплекс на Искровском проспекте - некий идеал благоустройства. Единственные асфальтированные дорожки - вокруг храма.


Есть ли у православной храмовой жизни священные отходы? - конечно есть, это пакеты использованных записок и мусор из алтаря.

Обоняние наше, воспомянув забаву детства - поджигание московских помоек, быстро выявило источник белесого дыма из бумаги и бытовых пластиков. Вот она - печь церковная!


Что же это деется? И к чему Храмостроем прикатимся? Грядем за толкованиями к непатриархийным верующим, да вразумят зрителя - с чего же храм Божий начинаться должен. Епископ Григорий (Лурье) погружает нас в исторический экскурс возле храма на Светлановском проспекте.


Что ждет таким образом построенные храмы с их обитателями лет через тридцать? Давайте традиционно подумаем за самих патриархийщиков.


Ответ с многоуровневым юмором от не нуждающегося в представлении петербуржца - в фильме.




Новость №1
16 апреля

Толкуют, что сплоченность противостояльцев постройке храма в Джангаровском парке проистекает от деревенского духа, на месте которого лет сорок уже стоят многоэтажки Лосиноостровского района Москвы. Очередная стройка храма шаговой доступности начинается отнюдь не мирно. Верующие пытались блокировать подвоз звукоусилителей в красноречивой газели КПРФ, о чем будущий настоятель пожалеет в последствии.


“Где берёзка, где рябина, где ракита над рекой,

То парковка, то резина, то кресты за упокой”.



Запаздывает батюшка, но запевают боевые бабушки. Впервые сталкиваюсь с агрессией при молитвенном делании. Обожаю такое лицо верующих Московской Патриархии. Оказалось, что для них элементарная молитва не вспоминается без брошюрки. Может, конечно, причина недостаточная - демонизация окружающих - и вот атака: “Уйди, бес, отсюда !”



Бабушки и тётушки - щит и будущее госцеркви патриарха Кирилла. Как гласит информационный стенд, это община Новомучеников и Исповедников Российских в Бабушкино. Интересно, насколько сегодняшние бабушки отличимы от “сохранивших веру”?


Вот и отец настоятель. Не смотря на свое место работы преподавателем в Троице-Сергиевой Лавре, общение с противоположным лагерем навряд ли считает возможным. Сначала, вероятно, дается послушание прихожанам о препятствии митингу, но потом он как бы не прочь и меткое слово сказать, “что всё не так на самом деле”. Разумеется, никто слушать его не захотел.



Настоятель будущего храма, протоиерей Александр Тимофеев, оказался завкафедрой библеистики в МДА. На камеру он обещал поиск мирного исхода и компромисса. Отрадно, что за его успехом наблюдают его студенты - молодые священники.



Организаторы подготовились образцово-показательно. Вот стенд с ликбезом, сколько на самом деле гектаров займет храмовый комплекс.



Вот подписные листы “против”, хотя храмостроители тоже что-то собирали.


Появился сей глухой профильный забор, да с бытовкой и бревнами за один день. Изначальная глухая зазаборенность православных господствующей церкви - симптом своего времени.



Судя по аккуратно разложенным оцилиндрованным деталям, комплект временного храма уже завезён.


И вот православная сенсация! Семикин Илья, прихожанин воскресной школы, сетует нам на малосмысленность стройки храма именно в этом месте: “Я живу с этими людьми, в этом районе, и зачем мне видеть их врагами? Почему нельзя строить храм в стороне от парка, где нет этого пьянства и разгула?” Интервью, однозначно, попадает в фильм полностью.


Надо заметить, что аналогично мягких противников строительства достаточно много: “Мы не против храма, но против места под храм”.




Впервые после устойчивого образа дворника-таджика вижу людей в такой форме. Собственно, где они были при начале самозахвата?


Сетуют, что “они храм Серафима Саровского-то достроить не могут, куда им ещё-то?” На пути к метро Медведково, на одноименной автобусной остановке, фиксируем - так и есть. Масштаб комплекса тоже впечатляет. Воображение справедливо рисует картину долгостроя и, конечно, спиленных вековых сосен.


Число пришедших на митинг однозначно превысило заявленных пятьсот человек. Но вопрос - будут ли они услышаны?



Кроме меня и еще нескольких любителей, мероприятие не снимала ни одна московская телекомпания. А может и не стоит жалеть-то? Ведь показать “мобильную группу храмоборцев” все равно не получилось бы, но вот фолк-позитива для детей и взрослых под конец было хоть отбавляй.