Очевидно, что Санкт-Петербург определенным образом помилован от “Программ 200”, но не избежал участи колыбели храмостроя. За неделю до Пасхи съемочная группа фильма “Православие в Законе” провела в северной столице крайне продуктивный рейд. Столь эффектные картины Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП грешно упустить из кадра.
Декларирует эта церковь себя единым сообществом и организмом, но почему же ему, как лиане на здоровом дереве, хочется расти и расти, естественно, отборно при этом забывая о несчастных недостроенных стенах храмов, что возможно плачут о своем умышленном недострое. Добро пожаловать в самый неблагоустроенный район - Красногвардейский.
Мне рассказывают, что сему долгострою на Пискаревском проспекте уже лет шесть, и грузоподъемные механизмы не угрожают уже никому очень давно. Предварительно был построен этот белый храм, сзади которого уже и дом причта, и иномарочка совсем не быдлокласса.
Отъехав от метро Ладожская совсем чуть-чуть, можно снять эпизод на бесплатных декорациях блокадных времен. Заметим, что это не закаулки, а артерия общественного транспорта окна в Европу!
В иных местах храм просят, в иных вымаливают, в иных требуют от московских властей построить. Но вот вам настоящий храмовый комплекс. В парке на Средней Рогатке аж четыре храма - совершенно рядом. В будний день открыт всего один из четырех.
На проспекте Королева 49 пытаемся посетить и этот модерновый филиал православных услуг Патриархии. К Нашему удивлению, во второй половине дня Вербного Воскресения, в отличие от всех питерских храмов, точка свечкопродаж в честь Феодора Ушакова уже закрыта. Отклеивающееся расписание честно свидетельствует о службах лишь в дни пиковой популярности православных событий.
В фильме уже запланирована красочная презентация маркетинговых перлов от церкви Гундяева, но ведь и сами отцы святии из глубин веков подметили: “Дух творит форму!”. Где воистину сокровище настоятеля, говорит даже размер шрифта бумажек по требозаработку.
“Автотранспорт”... так и хочется вернуться за толкованиями. Наверное возникает модная особенность на сугубое освящение автоприцепов, рефрижераторов, мопедов и тягачей отдельно.
Подозреваем, что общины у этого храма не существует вовсе, и устраиваем блиц-опрос на автобусной остановке. В основном, звучит формула: “Да, я тут живу, но в этом никогда не был, предпочитаю в другие храмы заходить”.
Продолжаем паломничать по окрестностям станции метро Пионерская. Вот оно - архитектурное дурновкусие высшего разлива.
Вот “каменный храм”, так его и зовут сами верующие. Они рассказывают, что раньше все было так хорошо и красиво с лесом вокруг; что решение его обстроить высотками было принято впоследствие. Интересно, насколько вообще мнение верующих значимо лоббистам городского строительства?
Храмовый комплекс на Искровском проспекте - некий идеал благоустройства. Единственные асфальтированные дорожки - вокруг храма.
Есть ли у православной храмовой жизни священные отходы? - конечно есть, это пакеты использованных записок и мусор из алтаря.
Что же это деется? И к чему Храмостроем прикатимся? Грядем за толкованиями к непатриархийным верующим, да вразумят зрителя - с чего же храм Божий начинаться должен. Епископ Григорий (Лурье) погружает нас в исторический экскурс возле храма на Светлановском проспекте.
Что ждет таким образом построенные храмы с их обитателями лет через тридцать? Давайте традиционно подумаем за самих патриархийщиков.
Ответ с многоуровневым юмором от не нуждающегося в представлении петербуржца - в фильме.
- Михаил Баранов
- Автор проекта
Комментарии