Реабилитационный центр для детей с диагнозом ДЦП
Курск
Общество

Выберите вознаграждение

Новость №6
09 ноября

Основные направления в лечении ДЦП

С того момента, как в медицинской карте ребенка появляется аббревиатура ДЦП, его близких не покидает чувство страха, горя и обреченности, поскольку в их понимании подобный диагноз означает беспомощность и изоляцию от обычной, полноценной жизни. Увы, детский церебральный паралич вылечить нельзя. Но во многих случаях родителям при помощи специалистов вполне по силам воспитать больного ребенка так, чтобы он чувствовал себя счастливым и востребованным человеком.

Лечение ДЦП должно быть начато как можно раньше и вестись непрерывно. Заболевание неизлечимо, но при лечении с раннего возраста возможно наиболее благоприятное развитие ребенка.

В первые годы жизни наиболее возможно компенсировать дефект, уменьшить проявления спастичности, а следовательно, деформаций скелета, контрактур и улучшить приспосабливаемость к нормальным движениям, удержанию равновесия, самообслуживанию.

Ребенок должен наблюдаться у педиатра, невролога, ортопеда, логопеда, психолога, реабилитолога. Наиболее благоприятная среда для лечения и восстановления здоровья ребенка создается в реабилитационных центрах, где усилия всех специалистов и родителей направлены на максимально возможную социальную адаптацию ребенка. Терапевтическое воздействие должно быть направлено на повседневную жизнь ребенка, на удовлетворение его желания двигаться самостоятельно – взять игрушку, есть, одеться, сесть, стоять, ходить. Для каждого ребенка в таких центрах разрабатывается индивидуальная программа занятий и процедур, с использованием вспомогательных приспособлений и специального оборудования.

Лечение и реабилитация ДЦП должны быть комплексными, непрерывными и включать медикаментозную терапию, постоянную лечебную физкультуру, ортопедо-хирургические методы лечения, психологическую помощь, развитие речи, санаторно-курортное лечение. Ребенка практически нужно научить выполнять все доступные движения и поддерживать их.

Медикаментозное лечение ДЦП состоит из нейропротекторов, антиоксидантов, сосудистых препаратов, мозговых метаболитов, миорелаксантов, витаминов..

Медикаментозное лечение детского церебрального паралича носит симптоматический характер, возможно применение и обезболивающих препаратов, спазмолитиков, антидепрессантов и транквилизаторов.

Лечебная физкультура (ЛФК) ребенку больному ДЦП необходима постоянно, постепенно отвоевывая у болезни все новые и новые движения, приспосабливаясь к своему телу и окружающему миру. Посещая занятия реабилитологов, родителям предстоит обучиться и технике массажа и лечебной гимнастике, потому что это лечение предстоит повторять и повторять ежедневно. Лечебная физкультура – это и игровые моменты – от «взять конфету или принести мяч» до игры на пианино и занятия на спортивных тренажерах, гимнастических мячах, подушках, лесенках, ходунках. Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с ДЦП формируются адекватные двигательные ощущения и навыки. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков.

Физиотерапевтические методы лечения рекомендуются всем группам больных ДЦП. К этим методам относятся бальнеотерапия, грязевое и тепловое лечение, озокерит, электрофорез лекарственных веществ, электростимуляция мышц и нервов и другие.

В области развития и совершенствования разнообразных методов лечения ДЦП детей и подростков во всем мире накоплен большой опыт. Наиболее успешно такие работы проводятся во Франции, Германии, Испании, Китае. В России проблемы с лечением детского ДЦП находятся под пристальным вниманием правительства, общественных, научных и профессиональных сообществ, создаются специализированные лечебные и реабилитационные центры (Москва, Сан-Петербург, Уфа, Казань и др.), но их все же совершенно недостаточно.

В реабилитационном процессе и периоде восстановления используются ортопедические различные приспособления, например, скобы, туторы и ортезы, инвалидные кресла, вертикализаторы и другое реабилитационное оборудование, которое подбирается индивидуально для каждого ребёнка.

Сенсорная коррекция в реабилитации больных с различными формами ДЦП занимает все более прочные позиции. "Сенсорная комната" представляет собой своеобразный тренажерный зал, где коррекция нарушенных двигательных функций эффективно побуждается синхронной возможностью гашения нередуцированных примитивных тонических рефлексов, кор рекцией процессов восприятия, внимания и т.д. Такая "сенсорная комната" может быть оборудована весьма вариабельно, в зависимости от реабилитационных целей и возможностей центра, но в состав ее оборудования обязательно должны входить: 1) "сухой" бассейн; 2) гидроматрац с подогревом (водяные цилиндры высотой от пола до потолка, снабженные особым устройством, обеспечивающим вертикальные пассажи разнокалиберных и

разноцветных воздушных пузырей в жидкой среде); 3) стереоскопическое мобильное панно с меняющимися картинками, проецируемыми на стены комнаты; 3) стенд для выработки навыков манипулятивной активности, тонкой моторики и стимуляции тактильной чувствительности, снабженный пучком световодов из оптических волокон, меняющих свою окраску непосредственно в руках у ребенка ("русалочий хвост", "звездный дождь"), световой модуль "Радуга" для рисования песком и др..

Гидрокинезотерапия или проведение физических упражнений в воде (в открытых и закрытых бассейнах различного типа) особенно полезно в период начального формирования активных движений. Обычно лечебные ванны сочетаются с пассивными и активными движ ениями, а также с использованием гидромассажных устройств и наполнителей. Во время плавания уменьшается давление веса тела на опорно-двигательный аппарат и на неокрепший позвоночник ребенка; ритмичные движения ног создают благоприятные условия для формирования и укрепления опоры нижних конечностей, а динамическая работа ног в безопорном положении способствует развитию стопы и предупреждает плоскостопие.

Лечебный массаж для детей с ДЦП нормализует работу нервной системы, ускоряет ток лимфы, способствуя таким путем более быстрому освобождению тканей от продуктов обмена, то есть отдыху мышц, улучшает кровоснабжение мышц, замедляет их атрофию. Приемы массажа зависят от форм ДЦП и состояния отдельных групп мышц.

Иппотерапия в ряду методов, направленных на восстановление нарушенных двигательных функций, обусловленных ДЦП, занимает особое место. Лечебная верховая езда, или вообще, общение с различными животными на открытом воздухе или в бассейне оживляет эмоциональный фон ребенка, расширяет диапазон его знаний и представлений об окружающем мире, возбуждает его самую активную настроенность на преодоление имеющихся двигательных проблем. Верхом на лошади прекрасно держится не только неходящий, но даже не стоящий ребенок, буквально на глазах формируя отсутствовавшие до того признаки вертикализации и другие стато-моторные навыки.

К сожалению, в некоторых семьях ребёнку с ДЦП изначально отводится позиция так называемого "немощного сосуда". А действия родителей сводятся лишь к тому, чтобы уберечь свое чадо от "губительных" воздействий внешней среды. При таком подходе дети, как правило, с большим трудом приспосабливаются к самостоятельной взрослой жизни. В кругу семьи они привыкают к тому, что постоянная, каждодневная помощь становится неотъемлемой частью их бытия.

Конечно, малыши с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в большей поддержке со стороны взрослых, чем обычные, но нельзя забывать, что безграничная и беспредельная помощь часто приводит к пассивному образу жизни, отсутствию инициативы. Кроме того, у ребенка, воспитанного подобным образом, формируется стойкое потребительское отношение ко всем окружающим, а они вряд ли бросятся на помощь по первому зову. Поэтому очень важно, чтобы у ребёнка всегда были прямые обязанности, за которые отвечает только он сам: например, во время уборки он может вытирать пыль; а если мама моет посуду, может пристроиться рядом и помыть кукольный сервиз; ребёнок может кормить рыбок, с удовольствием поливать цветы и т.д..

Комментарии

Только спонсоры оставляют комментарии.